Живописные домики, аккуратные невысокие заборчики, неброские уличные
светильники в форме шаров, стриженые деревья с кронами, множество
цветов, узкие мощённые булыжником улочки и тротуары — метра три шириной,
на которых сложно разъехаться встречным автомобилям, отчего по многим из них движение одностороннее. Всё ухожено — всё как в доброй сказке.
Разница альпийских деревушек соседних стран всё же присутствует. Во
Франции фасады окрашены поярче и декор побогаче — рождественские венки и
украшения сменяются летними гирляндами и цветочными вазонами. Стриженые
живые изгороди, сформированные кроны туй и красноречиво названные
"альпийские горки" (альпинарии, рокарии) с сезонно цветущими
рододендронами и прочими кустарниками дополняют картину, сливая
рукотворную среду с нерукотворным окружением. Особый шарм привносят
горные речушки, пополняемые карстовыми и талыми водами — их бурные
журчащие потоки хрустальной воды оживляют пейзаж, делая его ещё более
сказочным.
Хижины традиционных альпийских домиков - шале строились из местных
природных материалов, камня и дерева, в качестве побелки для
оштукатуренных стен использовали известь. Всё, что растёт и залегает, а
также получается обжигом — известняки доломиты, сосновая древесина и
лыко дратва лиственных пород — всё родное и своё.
Высокий цокольный этаж всегда возводился из камня, чтобы не только
надежно защищать дом от холода, влаги, снега, но и строить фундаменты и
стены цокольного этажа на любом горном склоне. Кроме того, это и центр
тяжести строения — да и странно было бы предполагать деревянный низ и
каменный верх.
Все верхние этажи классического шале (как правило, первый и мансардный)
собирали из массивного бруса хвойных пород (сосна или лиственница).
Дерево со временем под воздействием ветра, снега, дождей, солнца и
холода окислялось, морилось, темнело, становилось просмоленным. Фасады,
обращенные в сторону непогоды, обшивались щепой или дранкой, поэтому они
выглядели не очень презентабельно. Это тоже весьма рачительно и
традиционно — кто ж на них смотрит! Зато восточный, обращенный к солнцу
фасад, делается самым красивым и смотрит на долину и восходящее солнце.
Его стены штукатурили, красили белой известью, украшали яркими
росписями, декорировали выступами, балконами и резьбой. Мотивы росписи,
как правило, представляют религиозную сюжетику: Дева Мария, Троица,
рождественские сценки с хлевом и овечками, поклонения волхвов, и святые,
хранители домашнего очага: Флориан, Леонард, Георгий, Себастьян и
великан Кристоф. Нередко на фасадах начертаны девизы, остроумные
пословицы типа: "Строительство дома могло бы быть бесценным
удовольствием, если бы не было так разорительно". Таков парадный фасад,
исполненный благообразия и благочиния.
Такова простая и незатейливая архитектура шале: массивный и
основательный каменный цоколь, белённый известью первый этаж,
бревенчатый или брусовый верх, мансарда с простой и покатой двускатной
крышей, глубоко нахлобученной на дом и выдающимися краями укрывающей
стены от дождя, выполненные из дерева балконы, потемневшие потолочные
балки внутри и тёплый, обволакивающий уютом интерьер. Всё это шале — и
ничего лишнего.
|